"Айвазовский" и "Обломов" открыли на Кубани гастроли старейшего театра России
сегодняВ Краснодаре полным ходом идут гастроли ярославского Российского академического театра имени Федора Волкова. Столица Кубани стала первым городом южно-российского турне старейшего отечественного театра, сообщает ИА KrasnodarMedia.
В год 275-летия первого русского профессионального общедоступного театра его артисты и режиссеры познакомят со спектаклями текущего репертуара зрителей Краснодара, Ростова-на-Дону и Грозного.
Гостей Краснодара встретили хлебом-солью с присущим хозяевам кубанским размахом. Настроение задал ансамбль "Ивушка" Краснодарской филармонии имени Григория Пономаренко.
Перед открытием гастролей с журналистами поделились ожиданиями от предстоящих встреч с краснодарцами художественный руководитель ярославского театра, народный артист России Валерий Кириллов, главный режиссёр Александр Созонов и актриса Маргарита Провоторова.
Сценическую площадку для гастролей Волковского театра предоставил Краснодарский академический театр драмы им. Максима Горького. Перед первым спектаклем директор театра драмы Максим Секачев и главный режиссер Арсений Фогелев поздравили артистов и зрителей с началом гастролей, пожелали гостям больших успехов.
Участники брифинга поблагодарили Министерство культуры России и "Росконцерт" за организацию федеральной программы "Большие гастроли", которая позволяет театрам страны обмениваться визитами и показывать свои спектакли в разных городах России, принимать в своих стенах лучшие театральные коллективы.
"Для нас особенно ценно, что летние гастроли в Краснодаре открывает прославленный федеральный театр. Мы постарались наполнить зрительные залы на все спектакли, чтобы были аншлаги, и это у нас получилось, что очень важно для артистов, — сказал Максим Секачев.
— Мы надеемся, что нам удастся сделать эти гастроли обменными, чтобы Краснодарский театр драмы поехал с ответным визитом в Ярославль". Директор сообщил, что переговоры об этом руководители театров проведут во время гастролей.
Главный режиссер ярославского театра и автор постановки, открывшей гастроли в Краснодаре, рассказал о своем спектакле "Айвазовский. Три стихии". В нем сливаются воедино три вида искусств: музыка, которую специально для Волковского театра написал знаменитый композитор Владимир Мартынов, поэзия Александра Пушкина и полотна великого русского художника Ивана Айвазовского, оживающие на огромном экране с помощью искусственного интеллекта.
Жизнеописание художника и легло в основу этого необычного спектакля. Выбранный инструментарий режиссер Александр Созонов обосновал не погоней за новыми формами, "они уже все давно найдены", а освоением художественного пространства с точки зрения борьбы за внимание зрителя.
Поэтому сценическое пространство наряду с гигантской декорацией — символом огромной морской волны, наполняют видеоинсталяции на основе морских пейзажей Айвазовского и звуки вокализов и песен Мартынова на стихи Пушкина.
Спектакль перелистывает страницы жизни, приоткрывает сокровенное в душе мариниста. Создатели постановки говорят со сцены о Крымской войне, об отношениях отца и сына, художника и государства.
Зрители узнают о детстве Ованеса Айвазяна, проведенном в Феодосии, о фактах личной жизни. В общих сценах оказываются и дискутируют основные свидетели: первая и вторая жены художника.
Во втором акте жизнеописание приобретает ярко выраженный социальный аспект и на первый план выходят поиски места художника в обществе, смыслов творчества и самой жизни.
Герой проходит от осуждения коллегами художественного стиля молодого автора до всеобщего признания величия фигуры Айвазовского — художника и мыслителя.
При этом действие разворачивается не только хронологически — из детства к зрелости, к его грандиозному авторитету. Основной скелет и нерв пьесы и спектакля заключен в судебном процессе над противоречивой фигурой Айвазовского.
Суд проходит на небесах в споре ангела-хранителя и адвоката дьявола, с фактами обвинения и защиты, при участии присяжных — зрителей в зале. Функция "адвоката дьявола" заключается в том, чтобы исследовать жизнь Айвазовского и собрать все возможные аргументы, которые указывают на тень греха в душе художника и в его творениях. Ангел-хранитель выступает на стороне защиты.
Главный персонаж должен быть отправлен во тьму или в свет? В конечном счете именно зрители определяют, каков будет один из двух альтернативных финалов, они в итоге выносят свой приговор. Судебный процедурал на сцене заканчивается голосованием фонариками мобильных телефонов в зрительном зале. В Краснодаре Айвазовский с небольшим перевесом в голосах зрителей оказался оправданным.
Спектакль "Айвазовский. Три стихии" зал принял с восторгом и долго не отпускал артистов овациями.
На следующий день краснодарцы увидели сцены из жизни другого легендарного персонажа XIX века, но уже придуманного русским классиком Иваном Гончаровым и рассказанного на страницах классического романа "Обломов".
У режиссёра из Санкт-Петербурга Анджея Бубеня Обломов — не лентяй и лежебока, а человек, который ищет смысл жизни и пытается сохранить себя.
В субботу, 7 июня, "Большие гастроли" продолжила лирическая комедия "Весы" по пьесе Евгения Гришковца в постановке Сергея Пускепалиса.
Четверо мужчин в холле роддома по-разному переживают тревожные часы ожидания рождения ребёнка. Они рассказывают друг другу о себе и своих любимых, размышляют о смысле жизни, строят планы на будущее.
В последний день гастролей Первого русского театра, 8 июня, артисты из Ярославля представят легкую и остроумную семейную комедию по пьесе известного английского писателя и драматурга Джона Бойнтона Пристли "Когда мы женаты" (16+).
Напомним, 16 сентября 2019 года президент России В. Путин своим указом отнёс Российский государственный академический театр драмы имени Фёдора Волкова к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ.
Первый русский общедоступный профессиональный театр основан в 1750 году в Ярославле выдающимся актёром и режиссёром Фёдором Волковым.
ИА KrasnodarMedia ранее сообщало, что первый русский театр едет на Кубань: что привозят артисты из Ярославля.